Когда-то давно я загорелась желанием завести себе котенка. Я не заморачивалась такими вещами, как порода и родословная, и поэтому, как вы наверняка уже догадались, решила найти котенка по газетке бесплатных объявлений. И, когда нашла, меня приятно удивило отношение хозяина – он взял с меня прямо-таки клятвенное обещание, что, если вдруг котенок не приживется, я обязательно позвоню ему и возвращу котенка. По его словам, очень часто дети (а я тогда еще попадала в эту категорию населения) берут котят без согласия родителей, после чего котят выбрасывают на улицу. Если вас интересует судьба этого котенка, он вырос до размеров небольшого автомобиля и сейчас счастливо живет у моей бабушки.

Почему я опять рассказываю в статье, посвященной текстовым ролевым играм, скучноватые истории из своего детства? Дело вот в чем. Меня часто спрашивают, почему я так негативно отношусь к такому явлению, как «акции», и до сих пор мне приходилось отнекиваться, потому что на этот вопрос нельзя ответить односложно, а каждый раз всё разжевывать не хочется. Надеюсь, нижеследующий текст увидят все, кто прежде задавал мне этот вопрос. Итак, начнем.

Если говорить о явлении акций, то все существующие в данный момент акции можно условно разделить на три больших типа. Для краткости в дальнейшем будем называть их котятами, картинками и простынями соответственно.

Первый тип, акция-котенок. Это акции, встречающиеся в основном на ролевых по популярным сеттингам, в которых любому желающему предлагают взять на себя роль канонического персонажа, не заполняя при этом полноценную анкету. Можно понять мотивацию тех, кто устраивает такие акции. Сеттинг-то широко известен, любой, кто более-менее с ним знаком, в общих чертах знаком и с каноническими персонажами. То есть, говорят адепты такой системы, прием по сокращенной анкете призван стимулировать игроков занять роли канонических персонажей.

Почему это плохо? По двум причинам. Во-первых, потому, что выходит анкета, которая не содержит информации о персонаже или содержит только часть её. Ролевая ориентируется на игроков с хорошим знанием первоисточника? Дело, может, и благое, но, увы, знание первоисточника игроками невозможно гарантировать. Отсутствие полноценной анкеты – зеленый свет тем, кто пожелает упрекнуть игрока в несоответствии роли, и большая проблема для тех, кто не очень знает персонажа по первоисточнику. Да и сам игрок, как может выясниться в дальнейшем, иногда понимает личность и мотивацию поступков героя неверно.

Но, скажете вы, для этого мы и говорим игрокам писать пробные посты! Отсюда второй недостаток этой системы. Я не буду сейчас распространяться о том, почему вредны сами пробные посты. Скажу лишь, что какой бы ни была заковыристой тема, она не раскроет персонажа со всех сторон. Если пробный пост полностью «вхарактерен», это не дает гарантии, что в другой ситуации персонаж из-за неверного понимания его игроком не начнет творить, как это сейчас называется, ООС. И что самое грустное, зачастую создатели акций-котят сами прекрасно это понимает. Вот и выходит, что готовность принять персонажа с сокращенной анкетой – суть желание и готовность как можно скорее отдать этого персонажа, всё равно, кому.

Второй тип, «картинки». Я назвала его так потому, что такие акции на форумах всегда состоят из картинки (или, ничуть не реже, кучи аватарок) персонажа и обрывочного описания, а появляются они обычно вскоре после выхода нового популярного сериала. В последнее время, например, я очень часто вижу акции с лицами героев из набирающего популярность аниме-сериала, в котором люди в смешной одежде, вызывающей невольные ассоциации с BDSM-атрибутикой, сражаются с гигантами.

Почему плохи эти? Тем, что описание персонажа обычно настолько скудно, насколько это вообще возможно. Администратор торопится наклепать как можно больше болванчиков с рожицами популярных героев, при этом описания их или шаблонны, или составлены так, чтобы трактовать их можно было в довольно широких пределах. В конечном итоге все даже хуже, чем в случае акций-«котят»: в них полный портрет персонажа хотя бы можно составить, досконально изучив первоисточник, здесь же личность героя в полной мере не может внятно описать никто. И, хуже того, это никто делать и не хочет! Игроку просто хочется поиграть любимой мордашкой, администратору же хочется видеть на форуме любимую мордашку. Это всё! В лучшем случае мы видим для всех персонажей один общий сюжет (например, они являются участниками одной организации с хоть какими-то целями), чаще же администратор просто хочет, чтобы на его форуме, посвященному похождениям ниндзя в костюме дворника-гастарбайтера, мелькало понравившееся лицо из другого сеттинга.

И, наконец, акция-простыня. В этом случае может показаться, что все вполне радужно: игрок пишет готовую, вполне подробную и цельную анкету на персонажа, которого хотел бы видеть, создает для него продуманную сюжетную ветку, все счастливы. На выходе имеется игрок с полноценной анкетой, которому уже есть место в сюжете. Разве что-то может омрачить эту радость?

Да. То, что таких персонажей не берут. Найти игрока, который будет играть по полностью написанной за него анкете, сложнее, чем десяток таких, кто радостно схватит кривенькую болванку. Игрок вкладывает время и силы, чтобы написать качественную анкету не для себя, и после этого вынужден еще и искать того, кто её возьмет. А когда (и если) согласный находится, почти всегда он попадает в одну из двух крайностей. Он или и сам какое-то время подумывал написать именно такого персонажа, и, если бы знал, без вопросов написал бы на него анкету сам – или, напротив, он настроен несерьезно и рад, что анкету писать не пришлось. Первый взял бы персонажа и без акции. Второй же после взятия персонажа может без сожалений пропасть – не он создавал персонажа, вкладывая в него душу, его ничто не держит и ему нечего терять. И это при условии, что персонажа берут сразу или почти сразу! Если же нет, то может случиться так, что автору запроса за время ожидания уже случилось что-то отыграть, и задумки для личного сюжета уже перестали быть актуальны. Эрго, качественная анкета, написанная не для себя, или оказывается не так уж и нужна игроку, или просто пропадает без пользы.

Возможно ли существование акции, которая бы причиняла больше пользы, чем вреда? Нет. Но возможна реализация похожего принципа, не являющаяся при этом акцией. Я предпочитаю называть такое явление «заявки на нужных персонажей». Вы могли уже видеть это. Суть в том, что игрок (игрок, а не администратор), оформляющий запрос, лишь в общих чертах описывает, чего бы ему хотелось. Он сосредоточен не на том, каким будет персонаж, а на том, какое место ему отведется в сюжете. При желании он может и развернуто описать желаемого персонажа, но делать это незачем, ведь тому, кто пожелает забрать персонажа, все-таки придется написать на него анкету самому. Составитель запроса будет участвовать в её приеме наравне с проверяющим, а игрок, занимающий роль, сможет обсудить с ним совместное виденье героя, что-то в нем, по совместному согласию, изменить.

Вот почему слово «акция» – ругательное. Написание персонажа по заявке предполагает, что создает его все-таки сам игрок, а вы, как составитель заявки, лишь помогаете ему определиться с выбором, задаете общее направление и оказываете некоторую поддержку. В итоге вы имеете не огрызок анкеты, с которым играет непонятно кто, а вполне полноценного персонажа, написанного под вашим чутким контролем и специально для вас. Чистого неба вам над головой и высокой зарплаты. Спасибо за внимание.